|
ТОПЛИВО, ГОРЕЛКИ.
Про костры уже поговорили, НО не всегда есть возможность костер развести –
отсутствуют дрова (высокогорье, степь, тундра, город), или они очень сырые и
возиться с костром некогда, или приготовить горячую пищу и быстро согреться
нужно в помещении и т. д. Кроме того, возможности походных средств
жизнеобеспечения, например, "примусов", могут быть интересны не только туристам.
Проблемы энергоснабжения населенных пунктов нашей страны заставляют задуматься
об альтернативных источниках энергии.
Тогда в ход идут заготовленные заранее варианты – горелки, примусы, спиртовки,
даже свечи иногда. Естественно, у каждого из этих устройств есть свои
достоинства и недостатки.
СПИРТОВКИ.
Простейшие лабораторные спиртовки с фитилями из асбестового
шнура малоэффективны в походных условиях, поэтому уже много десятилетий для
походно-лагерных мероприятий используют спиртовые горелки, горение топлива в
которых происходит с помощью сопел, а не фитиля.
Спиртовые горелки довели до совершенства шведы, создав спиртовку без фитиля, и
добившись того, чтобы в ней горел не жидкий спирт, а его пары. Горелка
представляет собой латунную чашечку с двойными стенками, внутренние стенки не
доходят до дна, а по венчику насверлены небольшие отверстия. В чашечку
наливается спирт и поджигается. Некоторое время горит сам спирт, разогревая
венчик. Потом, когда края сопел накаляются, температура спирта, попавшего по
принципу сообщающихся сосудов в полые стенки, становится значительно выше
основной массы, и он начинает интенсивно испаряться, вспыхивая по венчику уже в
газообразном состоянии. А когда загораются пары, основная масса жидкости гаснет
потому, что к ней перестаёт поступать кислород - его пережигает пламя горящее по
кругу венчика чашки.
![](articles/stove1B.jpg)
Первыми освоили выпуск таких горелок шведские компании Svea и Trangia, именно
они выпускали спиртовки, которыми комплектовались индивидуальные походные кухни
– котелки шведской армии. Главным плюсом этих горелок является простота их
конструкции – в них просто нечему ломаться. Кроме того они очень легки и
компактны.
Горючее – спирт, денатурат, несколько видов специального горючего на спиртовой
основе, выпускаемого специально для спиртовок. В принципе можно их заправлять и
очень крепким самогоном, и стеклоочистителями, но лучше – хорошим чистым
этиловым спиртом не ниже 90 градусов – средством очень многофункциональным и
безвредным.
В настоящее время эти спиртовки производятся фирмами Trangia (Швеция), Tatonka
(Германия), Ningbo (Китай) и др.. Дополнительной опцией может быть устройство
регулировки высоты пламени (а следовательно и интенсивность нагрева котелка –
сковороды).
Итак, главные плюсы спиртовых горелок – неубиваемость, простота использования,
компактность, при использовании этилового спирта – чистота и безопасность.
Минусы: при очень низких температурах и большой разреженности воздуха
эффективность спиртовок падает, необходим предварительный прогрев горелки и
топлива, использование ветрозащитного кожуха. Для повышения рабочих свойств
спирта, его часто советуют разбавить водой в пропорции примерно 10:1.
ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ
в настоящее время являются одним из самых
популярных носимых "источников огня". Горелка с редуктором ( иногда ещё
топливный шланг) и баллон с газом – вот основные части этих изделий. Кроме
горелки на газовый баллон можно установить специальную газовую лампу.
![](articles/image002.jpg)
Плюс: чистота, простота в обращении: не нужны прокачки, чистки, нет неприятных
запахов.
Минус: на больших высотах и при очень низких температурах может вообще не
работать (то есть газ может вообще не выходить из баллона). Для улучшения
горения в горных условиях поэтому обычно используют смесь бутана с пропаном,
поскольку у пропана в 1.5 раза выше теплота сгорания, а также спец. системы с
подачей жидкого газа. Стандартный массовый расход газа 70 - 100 граммов на
человеко-день.
БЕНЗИНОВЫЕ И КЕРОСИНОВЫЕ ГОРЕЛКИ («ПРИМУСЫ»)
В настоящее время у нас менее распространены, из-за низкой надежности при работе
на отечественном топливе.
Плюсы: самая высокая теплота сгорания, экономичность, доступность топлива.
Работают хорошо на очень больших высотах (при разреженном воздухе) и при очень
низких температурах.
Минус: сложности подготовки к работе(нужны подкачка встроенным ручным насосиком
и предварительный прогрев горелки), копоть, запах от самого изделия и емкостей с
горючим (при переноске в рюкзаке бензином прованивает буквально всё, независимо
от того, насколько герметична канистра с топливом). Часты поломки и засоры при
работе с российским топливом. При работе выделяют много угарного газа (СО).
Общее правило: чем больше бензин подходит для моторов, тем вреднее он для
горелки, а покупка и переноска «специального, фирменного» бензина или керосина
сводит на нет преимущества якобы легкодоступного топлива. Есть у бензиновых
"примусов" ещё один серьезный недостаток - они "пожаро" и "взрыво" небезопасны,
увы. Стандартный массовый расход бензина около 70 граммов человеко-день. Самыми
востребованными бензиновыми примусами до сих пор являются всеядные отечественные
"Шмели".
![](articles/stove3.jpg)
СУХОЕ ТОПЛИВО («СУХОЙ СПИРТ»)
![](articles/esbit-stainless-steel-foldable-bbq-245-x-145-x-65mm-folded.jpg)
Плюс: печки на сухтопливе работают надежно.
Минус: из-за низкой теплоты сгорания могут быть пригодны только для разогрева
пищи, а не для её приготовления. Возможно, также, что химические добавки в
некоторых видах сухого
топлива при сгорании могут выделять вредные вещества.
|
|