ТОПЛИВО, ГОРЕЛКИ.

Про костры уже поговорили, НО не всегда есть возможность костер развести – отсутствуют дрова (высокогорье, степь, тундра, город), или они очень сырые и возиться с костром некогда, или приготовить горячую пищу и быстро согреться нужно в помещении и т. д. Кроме того, возможности походных средств жизнеобеспечения, например, "примусов", могут быть интересны не только туристам. Проблемы энергоснабжения населенных пунктов нашей страны заставляют задуматься об альтернативных источниках энергии.

Тогда в ход идут заготовленные заранее варианты – горелки, примусы, спиртовки, даже свечи иногда. Естественно, у каждого из этих устройств есть свои достоинства и недостатки.

СПИРТОВКИ.

Простейшие лабораторные спиртовки с фитилями из асбестового шнура малоэффективны в походных условиях, поэтому уже много десятилетий для походно-лагерных мероприятий используют спиртовые горелки, горение топлива в которых происходит с помощью сопел, а не фитиля.

Спиртовые горелки довели до совершенства шведы, создав спиртовку без фитиля, и добившись того, чтобы в ней горел не жидкий спирт, а его пары. Горелка представляет собой латунную чашечку с двойными стенками, внутренние стенки не доходят до дна, а по венчику насверлены небольшие отверстия. В чашечку наливается спирт и поджигается. Некоторое время горит сам спирт, разогревая венчик. Потом, когда края сопел накаляются, температура спирта, попавшего по принципу сообщающихся сосудов в полые стенки, становится значительно выше основной массы, и он начинает интенсивно испаряться, вспыхивая по венчику уже в газообразном состоянии. А когда загораются пары, основная масса жидкости гаснет потому, что к ней перестаёт поступать кислород - его пережигает пламя горящее по кругу венчика чашки.



Первыми освоили выпуск таких горелок шведские компании Svea и Trangia, именно они выпускали спиртовки, которыми комплектовались индивидуальные походные кухни – котелки шведской армии. Главным плюсом этих горелок является простота их конструкции – в них просто нечему ломаться. Кроме того они очень легки и компактны.

Горючее – спирт, денатурат, несколько видов специального горючего на спиртовой основе, выпускаемого специально для спиртовок. В принципе можно их заправлять и очень крепким самогоном, и стеклоочистителями, но лучше – хорошим чистым этиловым спиртом не ниже 90 градусов – средством очень многофункциональным и безвредным.

В настоящее время эти спиртовки производятся фирмами Trangia (Швеция), Tatonka (Германия), Ningbo (Китай) и др.. Дополнительной опцией может быть устройство регулировки высоты пламени (а следовательно и интенсивность нагрева котелка – сковороды).

Итак, главные плюсы спиртовых горелок – неубиваемость, простота использования, компактность, при использовании этилового спирта – чистота и безопасность.

Минусы: при очень низких температурах и большой разреженности воздуха эффективность спиртовок падает, необходим предварительный прогрев горелки и топлива, использование ветрозащитного кожуха. Для повышения рабочих свойств спирта, его часто советуют разбавить водой в пропорции примерно 10:1.

ГАЗОВЫЕ ГОРЕЛКИ

в настоящее время являются одним из самых популярных носимых "источников огня". Горелка с редуктором ( иногда ещё топливный шланг) и баллон с газом – вот основные части этих изделий. Кроме горелки на газовый баллон можно установить специальную газовую лампу.




Плюс: чистота, простота в обращении: не нужны прокачки, чистки, нет неприятных запахов.

Минус: на больших высотах и при очень низких температурах может вообще не работать (то есть газ может вообще не выходить из баллона). Для улучшения горения в горных условиях поэтому обычно используют смесь бутана с пропаном, поскольку у пропана в 1.5 раза выше теплота сгорания, а также спец. системы с подачей жидкого газа. Стандартный массовый расход газа 70 - 100 граммов на человеко-день.

БЕНЗИНОВЫЕ И КЕРОСИНОВЫЕ ГОРЕЛКИ («ПРИМУСЫ»)

В настоящее время у нас менее распространены, из-за низкой надежности при работе на отечественном топливе.

Плюсы: самая высокая теплота сгорания, экономичность, доступность топлива. Работают хорошо на очень больших высотах (при разреженном воздухе) и при очень низких температурах.

Минус: сложности подготовки к работе(нужны подкачка встроенным ручным насосиком и предварительный прогрев горелки), копоть, запах от самого изделия и емкостей с горючим (при переноске в рюкзаке бензином прованивает буквально всё, независимо от того, насколько герметична канистра с топливом). Часты поломки и засоры при работе с российским топливом. При работе выделяют много угарного газа (СО). Общее правило: чем больше бензин подходит для моторов, тем вреднее он для горелки, а покупка и переноска «специального, фирменного» бензина или керосина сводит на нет преимущества якобы легкодоступного топлива. Есть у бензиновых "примусов" ещё один серьезный недостаток - они "пожаро" и "взрыво" небезопасны, увы. Стандартный массовый расход бензина около 70 граммов человеко-день. Самыми востребованными бензиновыми примусами до сих пор являются всеядные отечественные "Шмели".




СУХОЕ ТОПЛИВО («СУХОЙ СПИРТ»)




Плюс: печки на сухтопливе работают надежно.

Минус: из-за низкой теплоты сгорания могут быть пригодны только для разогрева пищи, а не для её приготовления. Возможно, также, что химические добавки в некоторых видах сухого топлива при сгорании могут выделять вредные вещества.

 

 

 
 
     
     
 
     
 

stalkershop.org © 2008 - 2012

 
 

интернет - магазин Сталкер